Трансформация театра в «воксал»

by Рахман Файзулович

Трансформация театра в «воксал»

Западная Европа гордится своими театрами барочной эпохи, многие из них действующие и находятся в прекрасной сохранности. Но вряд ли они обладают таким завораживающим очарованием домашней интимности, манящего таинства взаимоотношений между всемогущим графом и его крепостной актрисой, и вряд ли они обладают той скрытой магией, какой славится театр Н. П. Шереметева в Останкино. Триумф и трагедия в роскоши храма искусств, вот, тот спектакль истории крепостной России, который обессмертил этот скромный, по Европейским меркам, театр.
Строительство и реконструкция усадьбы закончились в 1797 году. В том же 1797 году граф подписал «вольную» своей фаворитке оперной солистке театра Прасковье Ковалевой (Жемчуговой).
Это был домашний театр, в нём играла труппа из крепостных актёров. Конструкция театра позволяла ему быстро трансформироваться в зал для бальных танцев («воксал»). Спектакли в Кусково и Останкино устраивались регулярно — два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным. После смерти хозяина театр долгие годы бездействовал, это уберегло его от неизбежных реконструкций и обновления сценических механизмов.
В первые годы советской власти дворец был национализирован, и с тех пор существует в качестве музея-усадьбы, постоянно реставрируется и изучается.

На изометрических рисунках обозначены основные элементы барочного театра: зрительный зал, сцена, планшет сцены, ее трюм, кулисные машины, оркестровая яма и др. Но больше всего мне хотелось показать процесс трансформации театра в бальный зал. Давно замечено, кто бы ни говорил об Останкинском театре графа Шереметева, в первую очередь стараются упомянуть о возможности его чудесной трансформации, но ни разу я не встречал при этом какого-либо графического пояснения сказанному.

02

Для барочного театра характерно наличие кулисных машин по обеим сторонам сцены. Каждая кулиса несла свою часть живописной декорации, которые в целом создавали общую картину оформления сцены. Сами машины (тележки на колёсах) передвигались под сценой в её трюме, а декорации выступали над сценой через её прорези. Весь фокус таких кулис был в том, чтобы поворотом одного вала с канатами можно было синхронно сменять один набор кулис на другой (был лес, а стала площадь шумного города). Бутафорские белые колонны на время спектакля сдвинуты ближе к боковым стенам сценической коробки.
Характерной особенностью барочного театра был наклон планшета сцены в сторону зрителя. На рисунке он показан, но в Останкинском театре его не было, иначе трансформация театра в бальный зал была бы проблематичной.

03

Перед подготовкой к спектаклю бутафорские колонны сдвинуты в стороны. Зрительный зал отделён от сцены оркестровой ямой. По краю авансцены устанавливаются рамповые светильники и суфлёрская будка.
Балдахин центральной ложи не показан, но можно видеть парапет, который расположен на месте съёмной лестницы. Множество балясин у парапетов колоннады не показано, как и остальной декор интерьера. Попробуйте представить всё это по фотографиям.

05

Планировка зрительного зала.
Он имел главный вход под центральной ложей балкона и два боковых, по бокам оркестровой ямы, которая располагалась над полукруглым резонатором (стандартная конструкция). Ограждения между ярусами рядов (в те времена места распределялись в зависимости от социального положения зрителя) не показаны, они помешали бы обзору мест. Вместимость зала указывается разная, от 250 до 270 человек. Надо помнить, что под сводам потолка устроены арочные проёмы с местами для челяди (раёк).

04
Каждый может по разному представлять себе трансформацию зрительного зала. Не вдаваясь в детали, я изобразил ряды зрительских мест выдвижными из под пола (одну половину не тронул для сравнения). Источников на эту тему крайне мало. Не так давно мне по секрету сообщили, что судя по следам на каркасе остатков конструкции, такая операция проходила не более двух раз!

06
Два состояния театра показаны на одном рисунке. Хорошо видно, как зрительный зал накрывался временным помостом, а сцена украшена передвижными бутафорскими колоннами из картона. Так создавался после окончания спектакля бальный зал.

07
Зрительный зал без мест для зрителей. Видны проёмы дверей.
Как мы уже знаем, после спектакля, когда зрители возвращаются в фойе, рабочие сцены в течении 20-30 минут превращают театр в огромный бальный зал. Высокие места зрителей опускаются и накрываются дощатым настилом вровень с планшетом сцены. В это же время над сценой устанавливается подвесной живописный потолок, а по обеим её сторонам выдвигаются белые бутафорские колонны. Боковые карманы сцены за колоннами закрываются лёгкими раздвижными ширмами.

08

В центре балкона, там, где между колоннами располагалась ложа графа, убирался балдахин и парапет, и на его месте размещали ступени центральной лестницы. По ней из картинной галереи зрители спускались в театр и поражались его чудесному превращению. Думаю, у вас хватит воображения представить море свечей на люстрах и канделябрах, музыкантов оркестра, ливреи лакеев и, конечно же, роскошь нарядов гостей графа.

09

На переднем плане обозначен зелёный пол гримёрной актрис. По уровню он был выше сцены (вровень с балконом). Мужская гримерная была ниже, и с верхней она соединялась лестницей.

10

Верховое оборудование, как и оборудование трюма сцены, показать на одном рисунке не удалось. О нём поговорим отдельно.

Не забывайте об увеличении щелчком по картинке!

Реклама