О механике в барочном театре

by Рахман Файзулович

О механике в барочном театре

Кадры сцены Останкинского театра в цифровом макете.

В театре 18 века энергия  воды или ветра не использовалась, не применялась и  лошадиная сила. Как мне представляется, в распоряжении графа единицей силы был только крепостной мужик. Сегодня многие думают, что старинный театр, это сочетание невероятно сложных механизмов с полированными шестерёнками и хитрыми пружинками, то, что можно увидеть в механических шкатулках в виде часов или игрушек.

В отличии от автоматики, механика театральной сцены обходилась простейшими приспособлениями (без пружин и шестерёнок) и была способна в любой момент изменить порядок своих действий. Она обладала набором элементов,  комбинации которых легко приспосабливались под определённые сценические задачи, и, главное, она изготовлялась из дерева с минимальным количеством металлических деталей.

77915644_large_3291865_Mehanika03

Рабочий сцены мог легко руками поднять или опустить декорацию, если ее вес уравновешивался противовесом на другом конце каната, переброшенного через блок. Чтобы фиксировать положение декорации, к канаты крепили дополнительный конец, который привязывали к поручням рабочей галереи сцены (на рисунке не показан).

18 век, расцвет деревянного кораблестроения, и не удивительно, что тогдашний театр впитал в себя, как технологию топорной деревообработки, так и основные элементы механизмов морского дела.  Очень скоро вы найдёте над сценой и под ней  очертания штурвала парусного корабля или ворот для подъёма якоря.


На сцене театра постоянно что-то подымается или опускается. 

Есть механизм, который похож на блок к которому добавили ручку вращения. Он знаком всем с детских лет, это бревенчатый ворот над колодцем с водой. Как и доска качелей, он допускает чередование спусков и подъёмов груза, но строго по вертикали и на большие расстояния.

__________________________________________________
Image1

Если к концам одной верёвки, намотанной на вращающийся поочерёдно в разные стороны вал, привязать по ведру, то они будут перемещаться в противоположные стороны, как на качелях.

________________________________________________
77915648_large_3291865_Mehanika05

А теперь представьте вместо вёдер с водой театральные задники, поочерёдно сменяющие друг друга на сцене вращением ручки вала.

Закон рычага справедлив и в данном случае. Чем длиннее вынос ручки от оси вала, тем легче нам его вращать (сравните ручки двух валов).

Я не зря заговорил о ручке, с помощью которой вращается вал. Она облегчает нам подъём не уравновешенных грузов  (одно ведро с водой, другое пустое, или один задник тряпичный, другой из досок).


При вращении ручки вала кулисные машины движутся в противоположных направлениях. 


77915649_large_3291865_Mehanika06

Кулисные машины движутся в противоположных направлениях, сменяя друг друга на сцене.

Это всё тот же вал колодца, только расположенный иначе, и верёвка после нескольких витков на валу натянута и закольцована через блок. Вместо вёдер к верёвке привязаны тележки с кулисами. Кулисами в театре отгораживают от зрителей боковые стены, и они являются частью декорации спектакля.

Понятно, что я всё упрощаю для большей наглядности.

77915651_large_3291865_Mehanika07

Кулисная машина. Две тележки могут поочерёдно сменять друг друга, передвигаясь в щелях планшета сцены. каждая кулиса имеет своё оформление в виде изображения дерева, дома и тому подобных объектов.

________________________________________________

77915653_large_3291865_Mehanika08

Машинное отделение в разрезе.
Моя векторная копия рисунка неизвестного французского художника 18 столетия.


То же самое происходило и на сцене останкинского театра. Видимая кулиса сдвигается за портал, а на её место выдвигается к зрителям другая кулиса (например, кулиса с изображением дерева сменяется кулисой с изображением колонны). Кстати, ворот в театре назывался по морскому — кабестан (вспомните подъёмник якорей корабля или штурвал), а пространство под сценой называется трюмом.

Единицу силы можно умножить, если ворот смогут вращать несколько крепостных одновременно. Для этого, один ворот имеет по длине  несколько дисков с рукоятками для рабочих сцены. А ещё можно вращать ворот с отдалённого расстояния, если использовать шкив, передающий вращение с одного барабана на другой.

_________________________________________________

   Кадры сцены Останкинского театра в цифровом макете.

Реклама