На чердаке и под чердаком

by Рахман Файзулович

На чердаке и под чердаком

Не забывайте об увеличении щелчком по картинке!

Материальную культуру 18 века Останкинская усадьба  представляет  блеском памятников прикладного искусства, мебелью, драпировками, архитектурным декором и светильниками. Музей выхватывает пласт культуры лицевой стороны жизни, и забывает о другой, мало известной широкой публике, которая и не подозревает о её существовании. Она совершенно недоступна посетителю музея, мало понятна ему и потому не интересна. Я говорю о материальной культуре, созданной из под топора, о той, где на первый план выходит функциональность, а не внешняя мишура в позолоте.

Во многих странах, да и у нас кое-где существуют целые сообщества мастеров, увлечённых изготовлением старинных вещей. Кто-то делает доспехи, кто-то корабли и мебель. И главное, они используют в работе инструменты и технологию изучаемой ими эпохи, они по крохам собирают малейшие свидетельства старинного ремесла.

Попробуйте посмотреть на театр с изнанки, загляните в его подвалы и чердаки, всмотритесь в мелочи и они раскроют вам следы рук и мыслей  крепостных плотников, создавших Останкинский театр в  те далёкие годы.


Чердак — наименее доступная часть театра. Если  подвал, полностью скрыт от глаз посетителей, и не обещает каких-либо сохранившихся чудес, то содержимым чердачных помещений в последнее время нас стали время от времени дразнить, показывать его в кулачке, и как бы намекая на существование чего-то более  существенного. Я имею ввиду те редкие фотографии, на которых можно видеть скрытое от глаз посетителей пространство чердака и его содержимое. Рисунки, которые вы здесь увидите, созданы на основе таких фотоснимков.

__________________________________________________
04
07

Известно, что конструкция стропил Останкинского театра была недостаточно прочной, и даже слегка проседала от тяжести бельведера. Это вынуждало крепостного плотника Пряхина отказаться от центрального вала, и заменить его двумя боковыми.  Моделирование на основе имеющейся информации помогает увидеть в пространстве расположение элементов машинерии среди стропил крыши.

На переднем плане нижнего кадра боковая галерея и переходные мостики (условно красные).

__________________________________________________
03

Фрагмент планировки чердака. Под стропилами квадратный настил с машиной грома, и квадратный люк люстры зрительного зала в валом для его подъема. Лестничный проем ведет на галереи и вверх к бельведеру. Видны барабаны, вмонтированные в стропила. Пол дощатый.

__________________________________________________
К-11

Это тот самый люк в потолке зрительного зала для обслуживания люстры.
Сразу обратите внимание на вертикальный вал с рычагом машины грома на заднем плане. Она расположена на отдельном помосте, который и громыхает над зрителями. А ворот люстры стоит между люком и «Громом».

К-12
К-13

Вращающийся вручную вал наматывал на себя канат подвесной люстры зрительного зала. Люстру, в притянутом к потолку положении, обслуживали через открывающийся рядом люк. Как я понимаю, через люк выносили и отражатель для направления света свечей в сторону сцены. Одна мало заметная деталька огромного значения обнаружена мною слева внизу. Мы видим единственное изображение блока, которых в машинном отделении должно быть множество! В данном случае через него был переброшен канат люстры в барабану ворота.

К-14

Машина грома в новом ракурсе, который помогает рассмотреть противоположную лестнице часть чердака. Помост перед ремонтом чем-то укрыт.

К-15

Очень ценный вид. Я выудил его из телерепортажа и обработал в графике. Здесь можно определить расположение лестницы, ведущей на чердак, и далее на бельведер с ротондой. На планах путеводителей она нигде не обозначена. Справа видим барабан машины ветра. Принцип его действия прост, вал вращается за рукоятку, и он издает шуршащий завывающий от неравномерного вращения звук при трении его о ткань, охватывающую барабан полотняным хомутом.

К-16

Здесь машину грома и её помост можно рассмотреть в деталях. Диски колёс имеют следы токарной обработки, зубья колёс ручной работы. У верхнего края вала просматриваются щербатые деревянные подобия зубчиков шестерни. Железные штыри осей упираются в балки стропил.

К-17

Честно скажу, назначение этой конструкции мне не известно. Автор фото утверждает, что она связана со страховочными канатами летающих актёров (или я не так его понял). Слева я вижу доску-фиксатор, которая вошла в паз колеса, и это напоминает мне делительный механизм в станках (окружность детали при её обработки делится на равные части). На заднем плане барабан от машины ветра. Для меня куда важнее разглядеть на полу кругляк, за который держится изогнутый металлический прут, уходящий к сцене. Это может объяснить систему крепления подвесных элементов.

К-18

Тот же механизм на чистом фоне. Согласитесь, есть какое-то очарование во всей этой кривизне
точности.

__________________________________________________

Под чердаком, а его в музее называют верхним уровнем машинного отделения, расположен первый уровень с галереями, подвесными переходными мостиками и машинерией.

К-01

Какое-то представление о пространстве над сценой, скрытым расписным холстом, мы имеем по этому рисунку. С галереи мы видим ближний угол подвесного потолка и переходной мостик над ним.

________________________________________________

К-02

К-03

К-04

Плафон виден лучше, если убрать с рисунка переходные мостики.

Его холст натянут на секции деревянных подрамников, как я понимаю, четыре горизонтальные, а остальные наклонные.

_________________________________________________

Чертежи элементов машинерии и  их перевод в ракурсы

11

12

13

14

15 16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Машина грома

29

В работе использованы обмерные чертежи музея.

К-19

Верхнее машинное отделение. Первый уровень.
Так выглядит многоступенчатый вал в натуре.

________________________________________________
03

Фрагмент продольного разреза сцены.

________________________________________________

Не забывайте об увеличении щелчком по картинке!