Верховая машинерия Останкинского театра 18 века

by Рахман Файзулович

Эта страница посвящена верховой машинерии.
Тут дела, казалось бы, обстоят лучше, есть чертежи остатков механизмов (барабаны, блоки…), но для достоверной реконструкции этого оказалось мало.
Я решил сделать упор на описание принципов работы подъемных механизмов, которые хорошо известны по барочным театрам Западной Европы.

3291865_01 (700x406, 106Kb)

Изобретая схему подачи материала, я упростил все до предела, так, чтобы даже школьнику стал понятен принцип работы подъема и опускания декораций.
Знаете, мне это понравилось, все так просто, что хочется сделать своими руками бумажный макет.


3291865_02 (581x700, 115Kb)

Ведро с песком (1) имитирует вес декорации.
Точно такое же по весу ведро (2) уравновешивает эту штанкетную систему.
Чтобы поднять или опустить штанкет с противовесом, машинисту сцены (3) достаточно приложить легкое усилие к канату.


3291865_03 (700x462, 110Kb)

3291865_04 (700x450, 108Kb)

Две петли на канате фиксируют два крайних положения декорации по высоте.
В реальности, канатом можно зафиксировать декорации на любой высоте, он привязывается к перилам поручней рабочей галереи.

3291865_041 (694x700, 145Kb)

В западноевропейском театре барабаны размещались по центральному валу на колосниках сцены.

3291865_042 (566x700, 118Kb)

Перекрытия сцены Останкинского театра перегружены бельведером. Это заставило машиниста отказаться от центрального вала, барабаны разнесли ближе к боковым стенам, под колосники у рабочих галереях.
По этой схеме работали и с задниками, и с падугами в виде облаков, которые прикрывают верха боковых кулис.


3291865_05 (606x700, 153Kb)

Актеры летают над сценой с момента возникновения театра.
Барочный театр выработал множество кинематических схем машинерии, некоторые из которых успешно применяются и в наши дни.
Здесь показана простая схема полетной машины.
Актер может перемещаться в одной плоскости по дуге окружности.


3291865_06 (651x700, 143Kb)

Здесь показана схема полетной машины, которая управляет траекторией перемещения актера в одной вертикальной плоскости одновременно вверх-вниз (2) и вправо-ввлево (1).

В Останкинском театре в боковой стене сцены есть дверка высоко над полом, от туда и вылетал амур или богиня.


3291865_07 (568x700, 150Kb)

Громоздкий многоступенчатый барабан приводит в движение декорации с разной скоростью (за один оборот вала они проходят разный путь). У планшета сцены облака разбросаны друг от друга по вертикали, а по мере их подъема, они сближаются.
Как вы догадались, на облаках восседали боги.

Мне уже надоело чертить схемы, а их барочный театр создал очень много.
Думаю, этого пока достаточно.


3291865_08 (700x466, 58Kb)

Если тряпичный задник заменить фанерным облаком для богини, то получим простейшую машину полета.


3291865_09 (700x652, 273Kb)

Рисунок по обмерным чертежам Останкинского театра.
Здесь хорошо видно размещение многоступенчатого вала под колосниками, рядом с рабочей галереей сцены.


3291865_10 (700x535, 31Kb)

Эти барабаны по чертежам создал в 3D.


3291865_14 (240x700, 45Kb)

3291865_15 (693x700, 61Kb)

3291865_16 (700x498, 84Kb)

3291865_17 (634x700, 134Kb)

3291865_18 (700x539, 85Kb)

Картинки из макета Останкинского театра в 3D показывают размеры машинерии относительно человека.
Реклама